Безвозвратные отходы или вторичное сырьё

 

Безвозвратные отходы или вторичное сырьё


Макулатура, металлолом, пластиковые ПЭТ бутылки, стеклянные бутылки, старые шины и прочий обычный городской хлам (твердые бытовые отходы - ТБО) при переработке способны превращаться в массу полезных вещей.

Краткий обзор того, как обстоят дела с переработкой твердых бытовых отходов (ТБО) в России и за рубежом.

Какие проблемы испытывают все российские города и что нужно делать, чтобы совсем не задохнуться от мусора и бытовых отходов? К сожалению, единственный выход, который предлагают нам администрации всех крупных городов и областей - сжигание отходов, но это борьба не с проблемой, а с ее следствием.
Подобный способ обращения с ТБО является наиболее опасным, кроме того, он гораздо менее перспективен и эффективен, чем переработка, которая обычно требует меньше капитальных вложений и приносит прибыль. Также переработка отходов создает дополнительные рабочие места, а товары из вторсырья, в конечном итоге, оказываются дешевле за счет экономии энергии, воды и первичных ресурсов. Индустрия переработки мусора дает намного меньше выбросов в атмосферу, воду и почву, чем простое сжигание и позволяет сохранить природные ресурсы на более длительный срок.

По данным лондонской школы экономики, при правильной организации муниципального сбора, сортировки и вывоза ТБО можно достичь стопроцентной их переработки. В этом случае организация свалок и строительство мусоросжигательных заводов станет разорительным для их владельцев.
Далее приводится краткий обзор состояния дел с ТБО в некоторых городах России, информация о мировом опыте цивилизованного обращения с ТБО и о возможных путях решения проблемы утилизации и переработки твердых бытовых отходов.

РОССИЯ

Москва

Москва, является крупнейшим индустриальным гигантом России, до предела насыщенным промышленными предприятиями. Площадь города с присоединенными территориями составляет 99,3 тыс. га. В этом мегаполисе проживает более 10 миллионов человек, что составляет 6% населения страны. Ежегодно в Москве образуется более 3,5 млн. тонн твердых бытовых отходов (ТБО) и около 6,1 млн. тонн промышленных отходов. В то же время переработке подвергается лишь 10% ТБО и около 59% промышленных отходов.
В Подмосковье сейчас минимум 210 полигонов сохранения отходов и свалок, 69 из которых - действующие, общая их площадь - 678 га. Дальнейшую эксплуатацию ряда свалок местные органы власти или администрация Московской области, запретили; следовало бы закрыть в Подмосковье еще 19 свалок, срочно нуждающихся в рекультивации.
Из полигонов, принимающих московские ТБО, на сегодняшний день действуют только три: "Тимохово" (Ногинский район), "Хметьево" (Солнечногорский район) и "Икша" (Дмитровский район). Их общая площадь - 140 га. Экологическая обстановка на полигонах и вокруг них оценивается как очень неудовлетворительная (деятельность полигона "Икша", например, приостановлена).
Несколько лет назад в Москве проблему мусора намеревались решить, построив крупные мусоросжигательные заводы (МСЗ). В настоящее время функционируют только два подобных предприятия, да и те с устаревшей технологией. На сегодняшний день в качестве альтернативы сжиганию создана замкнутая цепочка оборота алюминиевой банки из-под напитков и пластиковых бутылок: от сбора и переработки использованной тары до выпуска новой из вторсырья.
Существуют и эффективно функционируют предприятия, работающие в данном направлении.

Санкт-Петербург

Санкт-Петербург - также представляет собой мегаполис и, по размерам, равно как и по количеству производимого мусора, уступает только Москве. При этом все отходы вывозятся на окраинные и областные свалки и полигоны, которые стремительно увеличиваются в размерах.
В связи с этим назрела необходимость кардинального решения проблемы утилизации ТБО и промышленных отходов. Возможных вариантов два: строительство одного-двух мусоросжигательных заводов или развитие системы цивилизованной утилизации.

Белгородская область.

По данным Комитета экологии и природных ресурсов, в 1997 г. в Белгороде и области образовалось более 1 млн. куб. метров ТБО. Помимо того, что отходы, а также продукты их разложения, сами по себе наносят непоправимый вред здоровью и среде обитания, под них приходится отводить все больше площадей, находящихся в землепользовании. Эта ситуация заставила Комитет экологии и природных ресурсов Белгородской области решать вопрос об организации местной переработки ТБО.

МИРОВОЙ ОПЫТ

Твердые бытовые отходы (ТБО) нужно не уничтожать, а использовать. Нельзя подходить к проблеме ТБО как к борьбе с мусором, ставя задачу любой ценой избавиться от него и поскорее выбросить на свалку или сжечь. Это гигиенически нецелесообразно и экологически вредно. Кроме того, ТБО - это комплексное сырье, содержащее целый ряд ценных компонентов.

США

В США подсчитали, что металлы, извлеченные из твердых отходов, могут обеспечить национальную потребность в железе на 7%, в алюминии на 8% и в олове на 19%. На местном уровне предпринимается ряд мер по сокращению количества ТБО. В Миннеаполисе и Сент-Поле запрещено продавать продукты питания в пластиковой оболочке, которая не разлагается или не может быть переработана. Примерно 500 тыс. семей США выбрасывают стеклянные, бумажные или алюминиевые отходы в раздельные контейнеры, которые затем доставляются на предприятия по переработке определенного мусора.

Переработка стекла

В стране перерабатывается 98% всего производимого стекла. Большинство сообществ США используют комбинированную программу переработки - упаковка из-под пищевых продуктов и бутылки из-под напитков собираются вместе. Далее они разделяются уже непосредственно на фабрике по переработке.

America Recycles Day

В 1998 г. более 5000 региональных компаний, занимающихся переработкой, из более чем 45 штатов приняли участие во "Всеамериканском дне переработки мусора". Призом за наиболее эффективное участие стал дом, полностью изготовленный из вторичных материалов стоимостью в 200 тысяч долларов.

Опыт штата Миссури

Парламент штата принял закон о финансовой поддержке охраны воды и почвы, национальных парков и сохранения древесины. Такой же закон был принят и в отношении ТБО. Короче говоря, когда жители штата сказали, что рециклинг - это очень важно, они создали общественный фонд для финансирования проектов по переработке.
В 1990 г. Генеральная ассамблея штата поддержала уменьшение количества отходов, вывозимых на свалки, поправками в закон о твердых бытовых отходах. В нем устанавливалось 1998 целей по снижению вывозимых ТБО на 40 %. Кроме этого был издан запрет на захоронение на полигонах таких отходов, как батареи, отработавшее масло, автомобильные покрышки.
Закон заставил жителей штата и местных бизнесменов по-другому взглянуть на проблему образующихся отходов и разработать методы по уменьшению, восстановлению и переработке как можно большего количества мусора. Это стимулировало развитие компаний по переработке ТБО и соответственно создание новых рабочих мест.
Закон поделил штат на 20 районов, в которых в зависимости от местной специфики внедряется своя, особая система управления отходами. Совместно с районированием, был создан совет по управлению отходами. В его задачу входит политическое регулирование по всему штату и организация программ селективного сбора мусора.
Закон также установил финансовую структуру для менеджмента ТБО за счет налогообложения свалок. Деньги собираются в специальный фонд, который осуществляет финансирование и координацию программ. Для развития системы переработки автомобильных покрышек был введен специальный налог в размере 50 центов с каждой продаваемой шины. За счет всех мероприятий в фонде ежегодно аккумулируется более 7 млн. долларов. Эти деньги распределяются следующим образом:
  • 1 млн. долларов направляется на продвижение на рынке товаров, полученных путем переработки;
  • 1,5 млн. долларов распределяется по 20 районам, которые затем перераспределяют их для дальнейшего уменьшения отходов;
  • 1,1 млн. долларов распределяется властями штата;
  • 1,5 млн. долларов запас на особые проекты.
  • Остальные 4 млн. 350 тыс. долларов распространяются на уровне штата. Из этой суммы финансируются компании, занимающиеся переработкой и местные администрации.
Программа штата по поддержке рынка товаров из вторсырья состоит из нескольких этапов:
  • производители получают прямую финансовую помощь для приобретения оборудования;
  • производители получают техническую помощь, информацию о рынках;
  • продукция из вторсырья продвигается на рынке благодаря кампании "Покупай переработанное", которая является частью национальной коалиции переработчиков.

Германия

Ежегодно в Германии образуется до 40 млн.тонн отходов. Раньше там, как и сейчас в России, весь мусор сваливали в кучу и несли в серую бочку. Потом стали делить отходы: стекло к стеклу, бумагу к бумаге. Для каждого вида ТБО имеется своя бочка. Бочки должны стоять недалеко от домов, но не далее 15 м от проезжей части, чтобы облегчить работу мусорщикам.
В серую бочку теперь несут только остаточный мусор, старые газеты, журналы и картонные коробки. В желтую бочку выбрасывают банки, бутылки, полимерную и бумажную, а также частично металлическую упаковку, на которой стоит "зеленая точка". Зеленая бочка предназначена для органических отходов, которые перерабатываются в компост. В ближайшее время ожидается введение в использование голубой бочки для бумаги и картона.

Эти бочки, стоящие перед входом в дом или подъезд, опустошаются раз в две недели специальными машинами, принадлежащими сообществу (немецкий вариант нашего ООО) или предприятию, уполномоченному им на вывоз городского мусора. Население платит несколько сот марок в год, причем эта сумма не зависит от количества извлеченного из бочек мусора. В такой ситуации разбрасывать мусор невыгодно, поскольку такие действия караются высокими штрафами.
Лишнюю стеклянную тару, которая по каким-либо причинам не попала в желтую бочку для упаковок, нужно складывать в большие контейнеры, также расположенные в нескольких точках каждого района. Зеленые, белые и коричневые бутылки сортируются на месте. Лекарства с просроченной датой принимают аптеки. Для старых батареек есть приемные пункты в любом супермаркете. О вывозе холодильников нужно договариваться заранее.

Мусор, собранный в городе, в зависимости от расстояния между местом сбора и полигоном, доставляется или непосредственно на полигон, или в центр по сортировке, или на мусороперегрузочную станцию. Здесь посредством мусороприемника на несколько десятков тонн со встроенным гидравлическим прессом осуществляется перегрузка отходов в большие (грузоподъемностью 24-40 тонн) автоконтейнеры. Таким образом, сокращаются транспортные расходы.
В центрах по сортировке собранные упаковочные материалы сортируются вручную. Различные виды бытовых отходов перерабатываются:
  • стекольной промышленностью;
  • обществом по утилизации бумаги;
  • обществом по утилизации использованной упаковки из искусственных материалов, полимерных пленок, банок, бутылок, пенопласта;
  • металлургической промышленностью;
  • обществом по утилизации упаковки из алюминия;
  • компанией "Картон".
В небольших городах Рурского региона Германии население привозит предварительно рассортированные дома ТБО на специальную площадку, расположенную на территории ближайшего полигона, и бросает мусор в соответствующие контейнеры:
1. Особые отходы. Их прием осуществляется бесплатно для населения. Имеются контейнеры для:
  • красок и лаков;
  • просроченных лекарств и косметики;
  • старых масел;
  • батарей для электронных и электрических приборов;
  • старых химикатов;
  • средств защиты растений;
  • аэрозольных упаковок;
  • вышедших из строя ртутных ламп.
2. Вторичное сырье, подлежащее переработке. Имеются контейнеры вместимостью несколько тонн для:
  • бумаги;
  • картона;
  • лома цветных металлов;
  • лома алюминия;
  • вышедших из строя электронных и электрических приборов;
  • вышедших из строя холодильников.
3. Контейнеры меньшей вместимости для:
  • пенопласта;
  • полимерных пленок;
  • древесины (остатки мебели и т.п.)
4. Остаточный (нестандартный) мусор и строительные отходы.
5. Садовые отходы (стриженая трава с газонов, ветки от кустов, опавшие листья и т.д.), предназначенные для компостирования, сваливаются населением на компостную площадку.

К раздельному сбору мусора немцы привыкли, но нельзя сказать, что в этом отношении царит сплошная идиллия. С ростом благополучия проблема бытовых отходов усложняется: то фирмы начинают требовать, чтобы потребитель мыл стаканчики от йогурта, перед тем как отнести их на помойку, то изготовители тары отказываются платить пошлину за лицензию на право переработки.

Технические службы и "ведомства чистоты" есть во всех городах. Устранение мусора в целом регулируется на правительственном уровне, конкретные же способы разрабатывают муниципалитеты, которые могут при этом пользоваться и услугами частных фирм. Условия всегда диктует городской совет. Сначала он объявляет конкурс для желающих получить заказ на уборку города, потом выбирает самый оптимальный вариант. Собирать мусор нужно в определенном ритме, бесплатно предоставляя в распоряжение населения бочки. Для муниципалитета устранение мусора - занятие неприбыльное: сколько тратится на уборку улиц и зарплату сотрудникам "ведомства чистоты", столько же платит население за вывоз заполненных контейнеров. Но таков заведенный порядок, и, похоже, он устраивает всех.

Швейцария

На улицах Женевы муниципальная служба вторсырья расставила металлические контейнеры для битых и нестандартных бутылок, причем стекло сортируется по цвету: белое, зеленое, коричневое, для этого на контейнерах имеются соответствующие надписи. Для отработанных батареек вокруг крупных магазинов и школ ставят "скворечники" - небольшие ящики. Подсчитано, что 80% проданных в стране батареек вновь возвращаются жителям. Женевцы собирают и бытовой алюминий - крышки от молочных бутылок, оберточную фольгу от шоколада. В городе создана инициативная группа "Не растрачивай алюминий", которая печатает и распространяет листовки, призывающих граждан включиться в эту акцию.

Япония

С середины 80-х годов в условиях роста масштабов и темпов развития экономики и потребительской активности Япония стала свидетельницей резкого увеличения выбросов мусора почти до 450 млн. тонн ежегодно. Примерно 64% этих отходов считается бесполезным, несмотря на то, что их можно использовать повторно. С увеличением, как количества, так и разнообразия мусора, выросли до предела и размеры различных участков для окончательного удаления ТБО.
Концепция Министерства внешней торговли и промышленности "Организация для отходов" способствовала началу реализации двух программ. В 1992 г. в стране начал действовать закон "О стимулировании использования вторичного сырья". Вторая программа - закон "О стимулировании сортировки при сборе и повторном использовании тары и упаковочных материалов", который вступил в действие в апреле 1997 г. Он должен способствовать эффективному использованию отходов за счет разграничения сфер ответственности. Потребители будут выбрасывать сортированный мусор, местные власти организуют сортировку при его сборе, а на предпринимателей ляжет ответственность за повторное использование тары и упаковочных материалов.
(в дополнение см.Твердые бытовые отходы в ЯПОНИИ)

Швеция

Для жителей 288 коммун Швеции становится довольно привычным делом сортировать мусор дома, под кухонной раковиной. Семья, живущая в отдельном доме, платит половину стоимости вывоза отходов, если подписывает обязательство сортировать пластик, жесть, стекло и бумагу, а также компостировать органические остатки. Вредные отходы выносятся в специальном красном контейнере непосредственно перед сбором мусора. Сбор ТБО производится раз в две недели машиной с автопогрузчиком, так что рабочим даже не нужно выходить из кабины.
В многоквартирных домах сбор мусора происходит так: в мусорные контейнеры выкидывается все, кроме того, что положено нести в специальные емкости для жести, пластмассы и т.п. Вредные отходы относятся на специальные экологические станции, которые могут располагаться, например, на бензоколонке. На станции размещают контейнеры зеленого и красного цвета для аккумуляторов и батареек, светло-голубого цвета - для фотохимикатов, остатков краски, аэрозольных баллончиков, использованного машинного масла, растворителей и люминесцентных ламп. Старые газеты забираются раз в неделю, их собирают в пакеты и выставляют за дверь. В ряде мест располагаются специальные "газетосборники". Алюминиевые банки возвращаются в супермаркеты, за них там выплачивается залоговая стоимость. Стекло выбрасывается в специальные контейнеры белого и зеленого цвета, в которые выбрасывается, соответственно, прозрачное и зеленое стекло.

Великобритания

С 1990 г. правительство Великобритании проводит политику, при которой не менее 70% пищевых пластиковых емкостей (бутылок, стаканов, пакетов и др.) должно подвергаться переработке. К 2000 г. в Великобритании планируют перерабатывать все производимые бытовые и промышленные пластмассы. В сборе и переработке пластика задействовано более 100 компаний Великобритании.

Опыт организации сбора алюминиевых банок в школе Mitchells House, Белфаст.
Учащиеся школы разработали один из наиболее полных проектов по сбору и утилизации алюминиевых банок в Великобритании.
В школе ежегодно обучается около 70 человек, каждый из которых использует специальные мусорные корзины для сбора алюминиевых банок. Из числа учащихся назначается 10 человек, в обязанности которых входит очистка корзин, сбор банок. К этому процессу также привлекаются жители из близлежащих домов. В случае если у кого-то из них образовалось большое количество алюминиевых банок, учащиеся приезжают и забирают накопившуюся тару.
Первоначально, сортировка банок осуществлялась непосредственно в здании школы. Но потом, когда объемы собираемого алюминия увеличились, школа стала отправлять банки в центр по переработке.
Эта схема работает уже более 6 лет. Интерес учащихся увеличился после того, как они приняли участие в неделе охраны окружающей среды и в акции "CASH FOR CAN". Банки сдаются в приемные пункты за деньги, и каждый школьник понял, что на этом можно заработать.

ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

  1. Одним из обязательных условий при решении проблемы ТБО должен быть полный отказ от любых форм сжигания отходов.
  2. В каждом городе России необходимо в кратчайшие сроки разработать и внедрить систему выделения пищевых отходов из общего объема ТБО, органические остатки должны перерабатываться в компост. Возможно, создать систему муниципальных магазинов, в которых продавались бы товары, произведенные из вторсырья, и в них можно было бы узнать различные способы изготовления бытового компоста.
  3. В самые кратчайшие сроки необходимо поднять тарифы на полигонное захоронение с учетом всего ущерба, который оно наносит (нарушение почвенного покрова, загрязнение, эрозия и т.д.). Одновременно с этим, надлежит установить налоговые льготы и снижение платежей для предприятий и организаций всех форм собственности, а также для жилого сектора, участвующего в программах по селективному сбору ТБО. Другими словами, полная оплата всех затрат для тех, кто продолжает вывозить смешанные ТБО на полигоны и за счет этого, компенсация затрат тем, кто направляет отходы на вторичную переработку и использование. Периодически тарифы на полигонное захоронение должны пересматриваться в сторону увеличения.
  4. В городах нужно ввести специальный сбор для всех производителей, импортеров и продавцов. Он должен уплачиваться в том случае, если продаваемый товар или упаковка товара не могут быть использованы повторно, сложны в переработке или вообще не подлежат переработке. Для всех видов упаковки должна быть установлена залоговая стоимость, которая сделает возврат упаковки к производителю/продавцу/импортеру более привлекательным для потребителя. В свою очередь, необходимо установить налоговые и прочие льготы для производителей (продавцов или импортеров) биоразлагаемых товаров/товаров в биоразлагаемой упаковке.
  5. В городе необходимо создать совет по минимизации отходов и их переработке. Задачами этого совет будет является установка платежей за полигонное захоронение, ведение контроля за образованием отходов, разработка механизмов, помогающих минимизировать образование мусора. Необходимо также проводить образовательные программы для населения, предприятий и организаций всех форм собственности. Совет будет определять правила и выдавать лицензии на сбор, транспортировку и переработку и/или захоронение отходов.
  6. Индустрия сбора, транспортировки и переработки ТБО должна быть приватизирована, но не монополизирована. Правила приватизации и контроль должен осуществлять Совет.
  7. В единой системе городского госзаказа необходимо предусматривать преимущества для предприятий и организаций, производящих или поставляющих товары и продукцию, производимые из вторичного сырья или с использованием вторсырья.

Низкие цены ☎ 8-800-1000-798
 

  В Санкт-Петербурге: 8 (812) 409-30-77
  Бесплатный звонок: 8 (800) 1000-798

Классификатор | Категории | Карта сайта   
© 2002-2024 PRESSMAX